16:28 

Челухоево+Беково=Чолкой.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Мы приближаемся к одной из наиболее волнующих и важных страниц моего путешествия.
Вернувшись после осмотра Белово, мы подумали, что если вдруг на проезде Белово - Гурьевск музей окажется закрытым, то... для меня это означало, что я лишаюсь самого важного пункта путешествия. И Сергей предложил на следующий день поехать в Чолкой, благо недалеко - километров 12, а если нам не доведется посмотреть Чолкой завтра, будет хотя бы еще один день на повторную попытку. Не говоря уже про то, что на переезд планировался еще и осмотр пгт Бачатского, Бачатского угольного разреза, Старобачатского и св. источника при нем. А Чолкой - ну, у меня редко получается смотреть музей меньше часа, а с экскурсоводом и по маленькому музею можно проходить часа два. Чолкой же - это музей в ДК и примузейная реконструкция жилищ...
Решено - сделано. Утром мы выехали в два практически слившихся селения: Беково и Челухоево. Граница между ними уже настолько условна, что ею можно считать улицу - поворот с трассы.

Посмотрев по пути скверы и новостройки 3-го микрорайона, выехали в направлении вышеназванных телеутских селений.
Телеуты - малая народность, коренные жители этих ест. Сейчас их что-то около 2,5 тысяч, и три поселеиния: Беково-Челухоево, Шанда и микрорайон в Белово - места их компактного проживания. В Челухоево-Беково за сохранение культуры взялись серьезно - в школе уроки телеутского языка, в садике - азы телеутской культуры. Национальные праздники и все такое...
Едем. Трасса - средней загруженности, асфальт хороший. Расстояние до вожделенной телеутской землицы оказалось меньше, чем мы ожидали - только вот Белово покинули, и нате вам - видно селение, церковь в нем...
Решили не заезжать в село по первому свертку, а добраться до официального заезда. Добрались - у дороги стоит памятник. Герою Советского Союза конному разведчику Четонову, погибшему в самом конце войны, при форсировании Одера. Начали мы его фотографировать - идет мимо женщина, телеутка. Ну, понятно, разговоры: кто такие, откуда. Велосипед, надо сказать, сильно облегчает туристам коммуникации. Он хорошо обращает на себя внимание.
- А Владимир Ильич сегодня выходной. Ну, давайте, я ему позвоню, предупрежу. А то - заходите ко мне в школу, если что, я помогу вам. Только не слишком долго, пока я на работе.


Это памятник Герою Советского Союза Четонову, он стоит возле общевойскового памятника жителям Челухоева и Бекова.






Церковь Пантелеймона целителя - дореволюционная, старая. Но, понятно, была закрыта, там школа была, потом ее возродили. Но параллельно возрождают и традиции телеутов, которые были крещены, но к шаманам ходили. Впрочем, священники, кажется, местным шаманам не мешают: мол, они все не настоящие, так, артисты.


Дом культуры, который является и музеем, и библиотекой.


А вот тут была могила братьев Фефеловых, Афанасия и Ивана. Борцы за Советскую власть, один погиб в Гражданскую, белые при фуражировке поймали. Второй умер уже в устоявшееся время. Похоронили на старом кладбище. Пока Советская власть была, даже при разрушеном кладбище за могилой следили. А сейчас - едва основание могилы в траве найдешь...


Так храм Пантелеймона виден с дороги.



Понятно, что мне после этого захотелось рвануть в сторону музея, но Сергей решил - сперва в церковь, купить маме Гале иконку Пантелеймона, и в музей. Нашли дорогу к церкви не сразу. Промахнулись мимо переулка к церкви, и пришлось пробираться к церкви кустами. Храм был на ремонте. Но один из рабочих сходил к матушке и продал нам иконку. Я тут испугалась - у меня в кошельке не было мелких денег, а у рабочего - сдачи. Это, выходит, ждать, пока он к матушке зайдет, да добудет. Но чудом в кармане оказался полтиник и две десятки. Отдав их рабочему, я так рванула к выходу, что застряла рюкзаком в дверях, которые из-за лесов едва открывались. Но вот мы едем к ДК.
На площади перед ДК, у юрты - кто-то возится с пологом. Я к нему. Лицо мне было знакомо по фильмам и фотографиям. Челухоев Владимир Ильич, директор и создатель этого музея.
"Музей этот не народный и не общественный, - потом скажет Владимир Ильич, - Он семейный. Я уйду - мой сын уже все знает, примет музей"
Идея создать музей пришла Владимиру Ильичу в голову при достаточно трагических обстоятельствах. В 1990-х он пережил тяжелую операцию. Лежал в Кемерово, смотрел телевизор - какая-то бойня с матерками и стрельбой. Ну, понятно, тогда этого барахла много было... Владимир Ильич - человек старой закалки. Кстати, в недавнем прошлом - партийный работник и Глава Челухоевско-Бековской Администрации. И вот он подумал: "Если я выберусь - сделаю на родине что-то для души". И не только своей. И вот этот человек взялся создавать музей родного народа. Сперва - с одной комнатки на втором этаже ДК. Комнатку новый глава дал не сразу. Хотя второй этаж был заброшен настолько, что туда забредали посетители дискотеки на первом этаже справить нужду. Владимир Ильич привел ее в порядок почти самовольно - беловское начальство одобрило. Так с одной комнатки началось все, а теперь музей имеет площадь 800 кв. м. И расширяется.
Мы начали с улицы. С юрты. Народ теле - древний кочевой народ. Только с приходом русских они стали постепенно переходить к оседлому образу жизни и осваивать земледелие. Это и сказалось на жилище.
Обычно в Чолкой приезжают группы. Их встречают зажженным костром, и все работники музея - их пятеро - представляют перед экскурсантами спектакль. Начинается с костра прямо на площади, с музыкального приветствия. С нами работал только Владимир Ильич, и это была классическая экскурсия. Но это все равно позволяет оценить музей.
Приношения духам.


Юрта новая, но вещи - такие, как будто ими пользовались.


Мужской костюм.


Хозяин на почетном месте, гости садятся справа (мужчины) и слева (женщины).


Это женское.


Очаг.


Животные - с реального календаря.


Тигр.


Это ритуальная площадка. Сидеть вокруг костра могут только мужчины.


А это лабаз. Используется хозяином по назначению.


А в таком плетеном доме с земляной засыпкой В.И. родился и прожил первые десять лет. Дома продержались долго - в них очень тепло, а летом не жарко. Рациональное распределение пространства - как в любом традиционном жилище.


За спиной - деревянная юрта - переходная форма от войлочной юрты.


Это в земляном доме. Кровать под ритуальным, свадебным, балдахином.


Утварь.


Это сенки.




За земляным домом - кладбище. Настоящее, в три могилы. В первой - трагически погибший позт, автор этих строк.




Это - отличный информатор, благодаря которой написано несколько диссертаций и состоялся этот музей.


А это - Кирилл Степанович Тыдыков, северчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС. Я была жутко удивлена, увидев его тут - понимаете, он был похоронен у нас, на почетной аллее. Оказывается, Тыдыков и Челухоев росли вместе. Потом жизнь развела, и вот, получив облучение в Чернобыле, Тыдыков умирает. Сестры решили похоронить его на родине. В.И. считал, что не стоит переносить человека с почетной аллеи в городе, где живет вдова и дети. НО сестры заявили буквально: "Вы являетесь единственным тормозом в решении этого вопроса!" Он обиделся и уступил. Сестры умерли, вдове - за 80, она раньше ездила, а теперь не может. Кирилла Степановича перезахоронили еще один раз, на территории музея, чтобы могила не потерялась.


А это - имитация.


Лошадка - помесь лошади и пони. Ласковая и всеядная. Я кормила ее батончиком из ягод, но чебуреки она тоже ест.


У торгового дома.






Решали вопрос за чаем или чем покрепче.




В домике. Живые кролики.


Это самый поздний вариант дома. Уже неотличим от русского. Только мелкими деталями.


Вафельница.




Картофелетерка. Не такая, как у нас, но догадаться можно.










Роспись на стенках сделана разными художниками. Результат долгой работы В.И. с ними. Горели люди. Сюжеты - телеутский эпос.


Милый взнузданый змей.


А это уже археология пошла.


Экспозиция добротная, во многом дублирует сказанное на улице.








Свадьба и


Оберег из берез - очень интересная деталь. На свадьбе используется.


Реплика календаря. Есть полинный источник, но не в этом музее.








Сундук.






Ритуальные маски на заднем плане.


История народа теле.










Ковыльные щетки.


Подлинные жденские воротнички с характерным орнаментом.


Здесь ткут пояса.


Круглая юрта.


Похороны - это в другом зале.




Шаман телеутский.


Биоценоз черневой тайги.






Русские пришли.






И зал с новейшей историей.




Телеграф и самопряха ХХ века.


Пулемет.










Знакомые по Л-К лица.




Вот этот человек умудрился не просто сохранить свой колхоз в перестройку, но сделать его суперприбыльным. А село Вишневку - райцентром, при том, что Белово - под боком. Восхищаюсь.


Подарки музею.


А это столовая, она же конференцзал. В музее два зала - один стилизован под деревянную юрту, второй в ДК. Две конференции можно проводить.


На прощанье нас угостили (хозяин ел с нами) телеутскими пельменями. Кроме формы, они отличны фаршем. Он рубленый, а не крученый, и это конина. Кладут его мало, пельмени наливаются бульоном. Съесть можно много - тяжести в животе нет, а сытость держится долго.


Для детей работает кожевня и кузня. Дают поработать.




А русская острожная башня соседствует с культовым местом.


Мы было совсем попрощались с хозяином, но спохватились, что не нашли могилу Фефеловых (см. выше). Местные никто не знают, даже библиотекари. Снова вызвонили Владимира Ильича, и он нам показал место у церкви. Печально, что памятник потерян.


На выезде стали фоткать забавный магазинчик конца 1960-х начала 70-х. Вот тут и пошутил с нами телеут, которого Серега таки на следующий день уговорил сфотаться в символическом рукопожатии.



URL
Комментарии
2017-07-21 в 16:46 

blue fox
Синий Лис
как интересно :-))) такие странные ощущения вот тут - как от другой страны что ли
углядела в юрте классический "немецкий гобелен с оленями" кстати :-)))
а животные на календаре буддийские? телеуты - буддисты или как? а что кстати в круге животных за человечек с пузырьками? - обезьяна?

2017-07-21 в 20:15 

Сусуватари
Мышь(крысу) перед тельцом увидела, тигр(или кто?)вроде есть, змея... в остальное уж очень обобщенные фигуры:)

Надо же, своими руками целый музей народа! Крут хозяин:) впечатлила роспись стен. Все сюжетное, чувствуется национальный колорит. А что за воротники: они с металличческим литьем, или там что-то нашитое? Почему они жденские?

2017-07-22 в 13:44 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, восточный календарь, но опзнать фигуры сложно. Дракона особенно. Зато -точно повторяет очертания конкретного календаря.

URL
2017-07-22 в 13:45 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, восточный календарь, но опознать фигуры сложно. Дракона особенно. Зато -точно повторяет очертания конкретного календаря.

URL
2017-07-22 в 13:46 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Телеуты недавно крещеные шаманисты. Не мусульмане а буддизм от этих мест далек. относительно.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Темная сторона Темной Луны

главная