Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:46 

Начало осмотра - Капище, Сказка, Кезек.

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Наутро мы направились осматривать музей. Купили билет - Коту, у меня бесплатный музейный - и вступили.
Сразу скажу, Писаницу мы потом осматривали на несколько раз, возвращаясь в экспозиции не раз. Первый день - вторник, был, пожалуй, самым неудачным. Часть экспозиций было закрыто, еще некоторые предстали не в полном великолепии, на Скале не удалось найти любимые мои изображения - сову и лыжника. Но я буду рассказывать о Писанице так, как поняла ее за несколько раз.
Итак, купив на входе карту, чтобы ничего не пропустить, пошли мы осматривать. Центральная аллея показывает, что Писаница - это не только уникальный природно-исторический заповедник, но и коммерческое предприятие. Посыпанные гравием белые дорожки, кафе, сувенирные лавочки и прочее. То и дело на глаза попадаются горки, беседки для пожирания шашлыков, и прочие атрибуты безмятежного отдыха горожанина. Учитывая, что большая часть экспозиций - это реконструкции, а не подлинники. Тем более, на месте тагарского жилища расположилась какая-то контора, где делают за 100 р массаж тибетскими звуковыми чашами... И первое, что попало на глаза - Капище, созданное якобы по результатам раскопок в Перыни г. Новгорода. В центре стоит довольно таки копия Збручского идола, но в ГИМе она натуральнее, а по бокам - боги, которых современные художники представляют так и эдак.





Род


Рожаницы Лада и Леля.


Сварог


Ярило


Святовит


Ruevit - почему то не хочет это имя комп печатать кириллицей.


А этот человек-слон - Велес.

Но дальше начинается заведомо детская площадка: резиденция Деда Мороза, избушка Бабы Яги и прочие прелести - и постепенно начинаешь понимать, что это наглядное введение в славянское язычество как раз очень впечатлит детишек. Можно и поиграть, родители, коли озадачатся - прочтут и объяснят, что это такое страшное. Играть и играть. Тем более, в выходные тут шарашится смотритель в костюме Бабы Яги. Классно. Ребенок точно захочет сюда прийти еще и еще.
Резиденция Деда Мороза



Резиденция Бабы Яги


И ее трон




Дальше идешь под горку мимо тира, полигона для пейнтбола и попадаешь...

Шорский улус Кезек - одна из наиболее музейных частей экспозиции. Подлинные дома, кузницы, бани и прочее - справки подробно указывают, кто и когда это здание построил, когда перестраивал, кто вывез и прочее - все по науке. Кладбище, понятно, реконструкция, но натуральная. Доски со справками про жизнь и смерть шорцев - короткие и ясные.
Про живых шорцев


Бане не место в селе.

Вот, например, изба богатой семьи Марфы и Сергея Кискоровых. Домик построен в 1910 году Сергеем Кискоровым, архаичный, добротный, но однокамерный, даже сеней нет. Шорцы были крещены, однако, видно, как икона занавешена. Кстати, утварь такая, характерная. А наличники резал русский мастер. Узор означает лебедей.

Богатый дом. Крыша на курицах - корнях елей, крыта полубревнами, проложенными берестой. Под углами вместо фундамента - пни-стулья.




Курицы









Рядом амбар. Чуть одаль - совсем бедный люди - юрта деревянная - шорцы не кочевники, они больше пастухи и немного земледельцы. Юрту и амбар не сразу отличишь друг от друга.
Амбар




А это юрта.


Жернова

В интерьере видна разница - очаг имеется.



Рядом - кузница со сложной судьбой - то она была амбаром, то домом, то кузней. Архитектура та же.
Кузница



Хозяйственные постройки в лесу





За селом, в подчеркнуто архаичном доме живет шаман.


Но самое потрясающее - кладбище, конечно.
за оградой две могилы - погибшего и шамана. Погибшего, а не умершего, хоронили без домика, втыкая в могилу осиновый кол. Для шорцев, которые вообще практиковали до крещения воздушные погребения на деревьях это было явное влияние русских представлений о смерти. Шамана хоронили в колоде и заваливали ветками. Ну, если шаман не ушел в лес умирать сам.
Умерших своей смертью хоронили в могилах под срубами и крестом, или под крестом с домиком-голбцом, или просто под крестом. А вот детей если не хоронили по старинке в бересте или в ящике, то над могилой вешали колыбельку.
Могила шамана


Могила погибшего от несчастного случая, убитого или самоубийцы.


Захоронение на дереве в бересте.



Ящик на дереве


Могила с намогильным домиком


Крест



А вот загадка - это строилось для чего?


Таким образом человек, пройдя эту тропку - от довольно модернового капища до подлинного этнографического улуса постепенно погружается в тему. Это здорово.

@темы: Дневник велосипедиста

URL
Комментарии
2014-08-13 в 21:34 

Сусуватари
ну, богато настроено :)

2014-08-13 в 22:26 

Mr.Chaffinch
Зяблик рюмит перед дождем
Боги заинтриговали, особенно, Велес-слон. Подозрительный такой!
Строения хоть и не радуют архитектурным разнообразием, но очень интересно рассматривать. Действительно постепенно втягивают в тему :)

2014-08-14 в 05:29 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, постройки примитивны, собственно, русские начинали строиться с таких одностопочек, но у нас традиции побогаче.
Ценность Кезека в его подлинности, остальное - новодел. Они сейчас в Писаной строят русский острожек - там будет тоже много подлинного, надеюсь. Дома то сохранились.

URL
2014-08-14 в 10:15 

Сусуватари
русские начинали строиться с таких одностопочек,

угу - ту самую курную избу и печь в ней вспомнить хотя бы. Ведь единицы знают, как она должна быть устроена, притом, что описание с картинками есть!

Ждем-ждем :)

2014-08-14 в 10:23 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
И у этой труба идет на чердак, не больше - трубы над домом нет. Печка вообще довольно примитивная.

URL
2014-08-14 в 10:41 

Сусуватари
Я так и поняла - все же хоть и не совсем на улице жили, но тепло было очень относительное и локальное. Опять же - не всякие запасы можно было хранить, да и тех запасов-то.. сушеное мясо, прикопченое, может, еще потом зерно, ягода сушеная и трава? Огородов-то не было, соли - мало, посуда только с приходом русских появилась. Гусятница с узорной крышкой - роскошь!

2014-08-14 в 10:48 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, но вообще шорские юрты - это еще довольно теплое и благоустроенное жилье. Я совершенно фигею от селькупских карамо - как можно там жить? Холодина же! Шорцы - пастушеское скотоводство и земледелие мотыжное - основной род занятий, так что относительно оседлы.

URL
2014-08-14 в 11:06 

Сусуватари
читать дальше

Да вообще это важно - знать, с чего начиналось прочное и хоть сколько надежное существование в Сибири :) А то смотришь, только и могут, что ныть "У нас в Раше все плохо, вот по европам хожу и мне хорошо" - слать бы их там и жить да зарабатывать там же.

2014-08-14 в 13:19 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Сибирь в этом плане ничуть не скучнее остального мира, просто рядом.

URL
2014-10-05 в 18:20 

А знаете, друзья, мне понравилась эта идея: От детской сказки к реальной истории. Хотя с богами-новоделами я была бы поосторожнее.

2014-10-05 в 18:24 

Вольфганг Шеффер
Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Боги вызывают двоякое отношение. Мне они не нравятся своей откровенной новизной. Их бы посолиднее сделать, как менгиры...

URL
2014-10-12 в 21:30 

Понимаю. Согласна.

2014-10-18 в 16:34 

Сусуватари
Посмотрела еще раз моглики - и подумала, как ты заценишь один из эпизодов брэдбериевского макси?
Покажу нескоро :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Темная сторона Темной Луны

главная